О нас
История
Наши достижения
Общеобразовательная программа

Анонсы и новости
Структура ДОУ
Администрация
Структурные подразделения

Документы
Правоустанавливающие документы
Прочие документы

Условия
Группы
Дополнительные занятия
Режим дня
Питание
Материально-техническая база
Ремонт и благоустройство
Безопасность

Прием в ДОУ

Родителям
Советы психолога
Советы логопеда
Экспериментальная работа
Полезные статьи
Публичный отчет
Вопрос / Ответ
Фотоальбом
Видео

ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД:

Особенности адаптационного периода

 

Причины слёз 

 

Малыш в возрасте 2-3 лет крайне восприимчив к переменам. Он уже умеет передвигаться по квартире достаточно быстро, чтобы заполучить желанный предмет и хорошо его изучить. Скорее всего, он уже умеет разговаривать и называть предметы своими именами. Он, безусловно, различает близких взрослых и незнакомых, на каждого реагирует по-своему.

Малыш начинает активно взаимодействовать с миром, держа самого близкого взрослого - маму - за руку.

В 2-3 года потребность в общении существует в виде необходимости видеть рядом маму, играть с ней, следовать за ней - то есть, общение сосредоточено на взрослом. Потребности во взаимодействии со сверстниками ещё нет, она сформируется позднее – к четырем годам.

И вот, наступает день, когда мама отводит ребёнка в ясли и впервые оставляет его там. Какой может быть реакция малыша? Конечно, слёзы, обида, стремление удержать маму или уйти вместе с ней. Всё внушает страх: совершенно другая обстановка, множество новых предметов вокруг, новых лиц, да ещё и мама уходит, оставляя в этом страшном новом мире. Как тут не заплакать?

Конечно, для малыша, которому едва исполнилось 2 или 3 года и который постоянно находился рядом с мамой, подобная смена ситуации - большой стресс. В большинстве случаев малыш успокаивается, как только оказывается в окружении новых для него игрушек: любопытство оказывается сильнее, и вскоре обида забывается, ребёнок погружается в игру. В дальнейшем он всё больше привыкает к группе, уже легче отпускает маму, в садике ведёт себя активнее. Это значит, что адаптационный период подошёл к концу.

Что же такое адаптация к детскому саду?

Адаптация - это процесс приспособления организма к изменяющимся условиями внешней среды. И всё вышеперечисленное - отрицательные эмоциональные реакции на уход мамы, капризы, замкнутость в группе - представляет собой течение процесса адаптации.

Для того, чтобы перестроиться, организму необходимо время. Детская психика - система гибкая, и в большинстве случаев адаптация завершается успешно, не оставляя никаких негативных последствий или психологических травм.

 

Адаптация:  

как подготовиться и помочь малышу перенести её спокойно 

 

                     В первую очередь, начните с себя. Вам тоже предстоит тяжёлый момент расставания с ребёнком, и если вы будете нервничать, малыш это почувствует, и его тревога возрастёт ещё сильнее. Настройтесь на положительный лад, будьте спокойны и уверенны. Чем увереннее вы объясните малышу, что вернётесь за ним, тем скорее он успокоится.

 

                     Старайтесь подстраивать домашний режим под режим детского сада. Делайте это постепенно, чтобы ребёнку было проще привыкнуть в дальнейшем.

                     Разговаривайте с малышом: рассказывайте ему о том, что ждёт его в садике, в какие разнообразные игры он сможет поиграть. Помните: чем больше положительных эмоций, тем лучше

                    Если есть возможность и правила детского сада допускают это, включайтесь в процесс вместе и постепенно: для начала приводите ребёнка только на прогулку, отпускайте его к другим детям, но сами оставайтесь в поле зрения. Когда увидите, что он более-менее освоился, уходите раньше, с каждым разом дольше оставляя его на детской площадке. Вместе зайдите в группу, походите по помещению, изучите предметы.

                    Будьте готовы к возможному возобновлению переживаний после перерыва (возвращение в группу после болезни или каникул), а также, когда малыш поймёт, что будет ходить в садик регулярно. Если возобновятся отрицательные реакции, больше разговаривайте с ребёнком дома, оставайтесь с ним рядом.

 

Что делать, если малыш не успокаивается?

 

  • Помните, что у каждого ребёнка своя продолжительность адаптационного периода. Возможно, вам стоит немного подождать.
  • Интересуйтесь у воспитателей, как ребёнок ведёт себя после вашего ухода. Если успокаивается довольно быстро, то можете уходить спокойно, даже когда малыш плачет. Если же слёзы наблюдаются в течение дня, попросите воспитателей отмечать, какие игрушки помогают успокоить ребенка, хотя бы ненадолго, и дома играйте с ним, рассказывая, в каких ещё играх эти игрушки можно использовать.
  • Наберитесь терпения и не оставляйте попыток наладить эмоциональный фон. Если у вас будет хорошее настроение, велика вероятность, что ребёнок перенесёт его на себя.
  • Старайтесь не показывать собственных переживаний: малыш может это почувствовать.

 

 

Важно помнить, что для ребёнка этот период и сложен, и важен.

Ему необходима ваша поддержка, понимание и забота.