О нас
История
Наши достижения
Общеобразовательная программа

Анонсы и новости
Структура ДОУ
Администрация
Структурные подразделения

Документы
Правоустанавливающие документы
Прочие документы

Условия
Группы
Дополнительные занятия
Режим дня
Питание
Материально-техническая база
Ремонт и благоустройство
Безопасность

Прием в ДОУ

Родителям
Советы психолога
Советы логопеда
Экспериментальная работа
Полезные статьи
Публичный отчет
Вопрос / Ответ
Фотоальбом
Видео
                            

Детская агрессия: откуда и почему?

Какое поведение ребенка можно расценивать как агрессивное? Прежде всего, агрессия – это враждебность, направленная на человека или на предмет. Она проявляется в склонности ребенка к дракам, стремлению оттолкнуть, обидеть или напугать сверстника. К агрессивному поведению относятся и жалобы на окружающих («А Саша меня стукнул»), чрезмерная обидчивость, отказ от общения («Уходи! Не мешай мне!»), агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»),  различные  дразнилки.  Агрессия может быть направлена на игрушки – чужие и собственные – в форме стремления сломать или отобрать тот или иной предмет.  Агрессия может выражаться в отказе, сопротивлении требованиям взрослых и в патологическом упрямстве.

                       Рассмотрим возможные причины агрессивного поведения ребенка:

  •   Чувство страха, собственной незащищенности и уязвимости.  
  •   В этом случае агрессия играет роль защитного механизма.
  •   Чего может бояться ребенок? Помимо собак, темноты и вампиров, любого ребенка пугает перспектива быть нелюбимым. Если ребенок начинает испытывать сомнения в том, любят ли и ценят ли его родители, он страшно злится и наказывает родителей и окружающих за невнимание к своей персоне.
  •   Запрет или невыполнение потребности. К примеру, когда мама отказывается купить игрушку, агрессивность ребенка является средством достижения желаемого.
  •   Отстаивание своей независимости и самостоятельности.
  •   Отдельно стоит сказать о том, что агрессивные реакции могут быть следствием особенностей нервной системы, и в этом случае, кроме вашей помощи, ребёнку потребуется помощь специалиста.

В любом из вышеперечисленных случаев, защищается ребенок или добивается цели, помните:

Ребенок подражает тому, что видит у окружающих.

Ребёнок учится вести себя определенным образом, подражая своим родителям  и близким взрослым.

 Ваш ребёнок в первую очередь подражает Вам и ориентируется на Вас. Вы не только авторитет для ребёнка, но и его первый и главный помощник в случае, если что-то пошло не так.  От Вас зависит то, насколько благополучным будет психическое и эмоциональное здоровье ребёнка, и то, как он будет вести себя в проблемных ситуациях. Дети нередко повторяют за своими родителями целые фразы, и поэтому, когда один мальчик кричит другому: «Ты меня нервируешь!» (случай из жизни) легко догадаться, что эту фразу он перенял у кого-то из близких. Если, расстраиваясь, Вы ведёте себя излишне импульсивно и позволяете ребёнку видеть это - не удивляйтесь, когда заметите то же самое в его поведении. Если, сталкиваясь с запретом или трудностями, Вы рвёте на себе и окружающих волосы, если Вы привыкли решать конфликты эмоционально - ребёнок будет думать, что вести себя подобным образом нормально. Это не значит, что он начнёт проявлять агрессию в любом месте и в любое время, но сталкиваясь со сложными ситуациями, с обидами, с препятствиями, со страхами, он будет действовать так, как Вы ему - случайно или намеренно - показали.

Кроме того, простор для подражания дают средства массовой информации. Поэтому будьте внимательны в выборе мультфильмов для ребенка.

Также агрессия может быть средством манипулирования. Если, однажды проявив агрессию, ребёнок получил то, что хотел - реакция закрепилась, и велика вероятность того, что в дальнейшем он будет так же провоцировать Вас, чтобы получить желаемое.

Что делать?

  •   В первую очередь, обратите внимание на себя. Постарайтесь посмотреть на себя отстранённо и подумать: могло ли что-либо в вашем поведении спровоцировать ребёнка на подобные действия?
  •   Следите за собой. Помните, что Вы даёте ребёнку образцы поведения в обществе, показывайте ему продуктивные способы разрешения проблем и конфликтов.
  •   Не поддавайтесь на провокации. Никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы сами, и только вы способны отличить искреннюю эмоциональную реакцию от попытки манипулирования.
  •   Если агрессивное поведение – результат подражания сверстнику (увидел, как дерётся Миша, и решил тоже так сделать), объясните, почему это неправильно и почему лучше не повторять за Мишей.
  •   Обратите внимание на то, как ваш ребёнок проводит досуг. Возможно, этот мультфильм лучше заменить другим, более спокойным? А вместо компьютерной игры поиграть с ребёнком самим?
  •   Если агрессия уже присутствует, не ругайте ребёнка и не ведите себя с ним агрессивно. В противном случае возможно попадание в замкнутый круг, в котором агрессия порождает агрессию. Попытайтесь спокойно объяснить ребенку, что правильно, а что нет.
  •   Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. 

Если агрессия направлена на вас 

  •   Пресекайте это твёрдо, уверенно и спокойно.

НО! Не оскорбляйте ребёнка, не угрожайте ему и не давайте повода усомниться в том, что вы его любите. Старайтесь не повышать голос без необходимости. Порицанию должно подвергаться поведение, а не личность. Объясните, почему вы недовольны.

  •   Показывайте неэффективность агрессивного поведения: объясните, что таким способом ребенок ничего, кроме очередного лишения бонусов, не добьётся.
  •   Любите ребёнка, уважайте его и не забывайте хвалить за старания.
  •   Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
  •   Чаще обнимайте ребёнка: телесный контакт усиливает связь и способствует успокоению.
  •   Не подавляйте агрессию! в противном случае это может негативно сказаться на здоровье ребёнка. Помогите ему сбросить лишнее напряжение безопасным способом: через рисование, подвижные игры.
  •   Помните, что Вашему ребенку ещё сложно контролировать себя. Научите его это делать своим примером и не требуйте прыгнуть выше, чем он способен на данный момент.
  •   Не создавайте ситуаций, провоцирующих ребёнка на агрессию.

Если агрессия направлена на сверстников и взрослых

  •   Напомните ребёнку о правилах, соблюдение которых важно, если он хочет находиться в обществе других людей.
  •   Покажите, что его поведение не одобряется: обратите внимание на того, кого он обидел, пожалейте его, скажите, что никто не хотел сделать ему плохо. Таким образом, на короткое время лишив ребёнка своего внимания, вы покажете ему, что быть агрессивным – значить оставаться в проигрыше.
  •   Расскажите о других способах взаимодействия. Используйте сказки и проигрывание проблемных ситуаций: таким образом, вы не только продемонстрируете ребёнку решение проблемы, но и, возможно, полностью устраните её.
  •   Надо предоставлять возможность ребенку получить безопасную эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
  •   Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".
  •   Прививайте ребёнку простые человеческие истины любви, добра и дружбы.
  •   И не забывайте про них сами.