О нас
История
Наши достижения
Общеобразовательная программа

Анонсы и новости
Структура ДОУ
Администрация
Структурные подразделения

Документы
Правоустанавливающие документы
Прочие документы

Условия
Группы
Дополнительные занятия
Режим дня
Питание
Материально-техническая база
Ремонт и благоустройство
Безопасность

Прием в ДОУ

Родителям
Советы психолога
Советы логопеда
Экспериментальная работа
Полезные статьи
Публичный отчет
Вопрос / Ответ
Фотоальбом
Видео

КАК ДОШКОЛЬНИК СТАНОВИТСЯ ШКОЛЬНИКОМ ?

 

Поговорим о психологической готовности к школе

 

Дети в возрасте 6-7 лет находятся на пороге важного этапа – школьного обучения. Они уже и достаточно взрослые для похода в школу, и в то же время совсем не знают, что их там ждёт. Поэтому в старшем дошкольном периоде основное направление деятельности родителей, педагогов, психологов – формирование готовности к школе.

Конечно, любая готовность – понятие условное. Ребёнок всё равно не сможет знать до конца, что именно предстоит в школе. Когда он сделает свой первый шаг в качестве первоклассника, неизбежны удивление, яркие эмоции и впечатления, поскольку ситуация меняется кардинально. Это не только переход на новую ступень общения со сверстниками, но и качественно другое взаимодействие со взрослыми, необходимость включения в достаточно строгую систему дисциплины и знакомство с самим процессом обучения, результат которого – оценки – отличается от того, с чем ребёнок сталкивался прежде. Что же включает в себя готовность к школе?

 

Какого ребёнка можно считать готовым к школе?

 

Кто-то полагает, что если ребёнок умеет читать, писать, считать – его можно смело отправлять в первый класс и быть за него спокойным. Это мнение, которое имеет право на существование, но полной картины оно не даёт.

Кроме непосредственно обучения ребёнок в школе сталкивается и с другими вещами: дисциплиной, новыми порядками, новой, гораздо более богатой коммуникативной деятельностью. И ориентироваться в этих областях, подстраиваться под них не менее важно, чем уметь читать и писать.

Более широкие концепции описывают следующие составляющие психологической готовности к школе:

  •  интеллектуальная (то есть, стандартные школьные навыки, кругозор, словарный запас и приобретённый багаж знаний, достаточное развитие всех познавательных функций – внимания, памяти, мышления, речи)
  •  эмоциональная (положительный настрой, преобладание ярких, позитивных впечатлений и ожиданий).
  •  социальная (непосредственно потребность в общении со сверстниками, со взрослыми, готовность перейти на следующую ступень взаимодействия и выполнять роль ученика).

Важно, чтобы ребенок не просто утвердительно отвечал на вопрос: «Ты хочешь в школу?», но и мог объяснить, почему он туда хочет. Хорошо, если ребенок понимает, что школа – это не просто новый портфель и приближение к миру взрослых, но возможность получать новые знания. Познавательный мотив - ведущий для ребенка-школьника.

Иногда эмоциональную готовность заменяют «личностной», или же добавляют личностную в качестве ещё одной составляющей. Личностная готовность представляет собой формирование у ребёнка готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в  обществе. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Эмоциональная готовность к школе достигается благодаря ведущей деятельности этого возрастного периода – игре. И с её же помощью развивается социальная готовность. Дело в том, что 6-7 летний возраст – время возникновения определённого вида игры, игры с правилами. Как понятно из названия, основная функция этой игры – формирование у детей понятия правил, рамок, границ, стремления подстроиться под заданную схему. Этот вид игры – проверка и тренировка произвольности, важнейшей и необходимой для школьного обучения характеристики. Что такое произвольность? Это умение овладевать своими психическими процессами и управлять ими. Проще пояснить на примере: способность концентрировать внимание на том, что показывает учитель, запоминать то, что он говорит, размышлять над вопросами, которые он задает. Кроме того, произвольность предполагает умение подчиниться правилам и выполнять их.

Однако, несмотря на столь важную функцию, игра с правилами всё же остаётся игрой, и в той же мере, как она учит ребёнка дисциплине, так же она радует его, открывает новые горизонты, вызывает целый спектр эмоций и, что не менее важно, приучает к совместной – пока что игровой – деятельности. Игра представляет собой очень мягкий способ воздействия.

Таким образом, можно увидеть, что готовность к школе состоит из множества важных компонентов. Наряду с общей готовностью к обучению ребенок должен:

      знать правила общения;

      уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

      уметь управлять своим поведением без агрессивности;

      уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

 

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, различные развивающие игры). Во время игры можно увидеть:

                  следует ли ребенок правилам игры;

                  как ребенок устанавливает контакты;

                  считается ли с другими как с партнерами;

                  умеет ли управлять своим поведением;

                  требует ли уступки от партнеров;

                  бросает ли игру при неудаче.

 

Этот период является непростым для ребёнка, поскольку включает в себя множество аспектов и предполагает интенсивную работу: как самого ребёнка, так и его родителей, окружающих взрослых, педагогов и психологов.

 

                                  Рекомендации родителям:

 

                Нагрузки ребёнка не должны превышать его возможности.

                Действуйте через игру - это самый лучший способ взаимодействия с дошкольником.

                Поощряйте ребёнка, но помните про чувство меры.

                Старайтесь контролировать, чтобы в окружении ребёнка о школьном обучении не говорили плохо, или же, если невозможно избежать подобных разговоров, также упоминали плюсы.

                Пусть ваше общение с ребёнком проходит на фоне положительных эмоций.

 

Наберитесь терпения, относитесь с пониманием к происходящим в жизни

ребёнка переменам и помогайте ему переносить их легче и веселее.