О нас
История
Наши достижения
Общеобразовательная программа

Анонсы и новости
Структура ДОУ
Администрация
Структурные подразделения

Документы
Правоустанавливающие документы
Прочие документы

Условия
Группы
Дополнительные занятия
Режим дня
Питание
Материально-техническая база
Ремонт и благоустройство
Безопасность

Прием в ДОУ

Родителям
Советы психолога
Советы логопеда
Экспериментальная работа
Полезные статьи
Публичный отчет
Вопрос / Ответ
Фотоальбом
Видео

Советы психолога

 

Возрастные особенности психического развития детей от рождения до семи лет

 

Родителям необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах развития ребенка и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту или, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. 

Какие же основные психические особенности характерны для ребенка определенного возраста?    

На первом году жизни у малыша существует потребность в общении, в эмоциональном контакте с близкими. Эмоционально насыщенное взаимодействие мамы и ребенка во время кормления, купания, игры – это условие полноценного психического развития ребенка.

К году у ребенка развивается зрительное и слуховое восприятие: он различает и узнает предметы, знакомые звуки, понимает простую обращенную речь; развиваются движения рук, координация: он учится хватать и удерживать предметы, совершать простые действия с ними: поворачивать, покусывать, бросать. Появляются элементарные навыки самообслуживания, малыш учится обращаться с ложкой и чашкой. Эти действия  являются  основой  дальнейшего  развития  познавательной сферы.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов: он учится открывать и закрывать баночку, кидает мячик, строит башенки из кубиков, катает машинку, собирает и разбирает пирамидку. Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте  ребенку,   как    пользоваться    молотком,   совочком,  лопаткой.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит развитие речи. Задача родителей состоит в том, чтобы комментировать по возможности все свои действия: "Сейчас мы с тобой построим башенку. Что мы построим? Вот, кладем кубик на кубик. Теперь  еще  один.  Ой,  посмотри,  упал. Что случилось с кубиком?" Ребенок  подражает  речи  взрослого и  начинает  активно  говорить  сам.

    В игровой комплекс ребенка должны входить такие игрушки, как кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной   формы,   строительный    материал   разного   размера.

К двум - двум с половиной годам предметные действия ребенка переходят в игровые, объединенные общим сюжетом. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машину, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий.

К трем годам жизни игра выходит на первый план и ведет за собой психическое развитие ребенка.  В игре у дошкольника интенсивно работают память, мышление, восприятие. В игре ребенок больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем в ситуации "учебного" задания.  В процессе игры обогащается запас знаний ребенка о мире. Играя в больницу, в парикмахерскую, в космонавтов или в пиратов, ребенок осмысливает все эти социальные ситуации, учится лучше понимать окружающий мир. "Побыть в чьей-то шкуре" или "поставить себя на чье-то место" - это способ познания окружающей реальности даже для взрослых.

Игра имеет большее значение в формировании навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Играя с другими детьми, ребенок учится находить с ними общий язык, договариваться, обмениваться впечатлениями. Появляются способность к сопереживанию, более глубокое  понимание  другого,  из  которых  вырастает  детская  дружба.

К четырем-пяти годам развиваются изобразительная деятельность, лепка, конструирование. Общение со взрослыми, посещение зоопарков, детских театров, музеев, поездки на природу, чтение, просмотр мультфильмов  – все это способствует обогащению знаний ребенка об окружающем мире.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается. Помните, что в пять лет ребенок уже  должен правильно выговаривать все звуки.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности. Обращайтесь к нему с просьбой: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело. Это помогает ребенку переходить к произвольному поведению, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и  поступками.

В шесть - шесть с половиной лет на первый план выходит учебная деятельность. Одним из итогов психического развития дошкольника является его готовность к обучению в школе. В первую очередь, это интеллектуальная готовность: определенный уровень развития познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, речи, графических навыков;   наличие   необходимого  объема   знаний.   Ребенок   должен   уметь  

по-разному общаться со сверстниками и со взрослыми, подчиняться необходимым правилам. Кроме того, у ребенка должна быть сформирована познавательная потребность, потребность узнавать новое, потребность учиться. Все  это  способствует  переходу от  игровой деятельности к учебной.

 

Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно. На каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов. Прежде чем переходить к задачам старшего возраста, убедитесь в том, что уровень психического развития вашего ребенка соответствует его возрасту.

 

Как уложить ребенка спать? 

 

Все больше и больше родителей сталкиваются с проблемой детского сна: ребенка все труднее уговорить лечь в постель, он просыпается посреди ночи, отказывается спать один.  Современные дети дошкольного возраста стали частью беспокойного, шумного и стремительно меняющегося образа жизни. И это приводит нас к вопросу о режиме дня.

Не всегда и не у всех родителей есть возможность придерживаться распорядка дня. Однако любые отступления от привычного режима отрицательно сказываются на нервной системе ребенка, которая с  трудом приспосабливается к таким изменениям.  Оказывает свое влияние и обилие впечатлений, излишние физические и интеллектуальные нагрузки. Менее напряженная и более стабильная жизнь способствует решению проблем, связанных со сном.

Кроме того, облегчить процесс засыпания поможет соблюдение следующих несложных «ритуалов» подготовки ко сну:

 

1.     Укладывать ребенка спать надо в строго определенное время (с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий). Тогда вырабатывается соответствующий условный рефлекс. Организм «привыкает» ложиться спать в определенное время, и вы тратите гораздо меньше времени на уговоры ребенка. 

Желательно создать условия, чтобы ребенок сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, родители могут купить специальный будильник и договориться, что когда он зазвенит, пора готовиться ко сну.

2.     Должен быть переходный момент (30-40 минут) от игры ко сну. Сюда относятся все вечерние процедуры: стакан молока с печеньем, теплая ванна и тихие «вечерние игры. Например:

20:30 Укладывание игрушек спать.

Напомните ребенку, что все игрушки ждут, когда им пожелают «спокойной ночи»; кого то ребенок может положить в игрушечную кроватку, кого-то взять с собой в постель. Это начальный этап, он очень полезен, поскольку, укладывая спать игрушки, ребенок сам начинает готовиться ко сну.

21:00 Укладывание в постель с музыкой.

Когда родители готовят малыша ко сну (надевают пижаму, укладывают в постель), можно включить негромкую музыку. Для этого момента подойдет классическая музыка, колыбельные, музыка со звуками живой природы.

21:30  Сказка на ночь.

Звучит негромкая музыка, свет приглушен, ребенок лежит в кровати, а родители рассказывают ему какую-то небольшую историю или сказку. Можно придумывать истории самим или рассказывать случаи из жизни самих родителей, бабушек или дедушек. Однако сказки на ночь не должны быть излишне поучительными – учимся мы днем, а вечером хочется расслабиться и помечтать.

 

Следует варьировать ритуалы укладывания спать, чтобы у ребенка не было привычки к кому-то одному или к чему-то одному. Например, один день папа укладывает, другой день - мама; один день малыш слушает на ночь сказку, другой день – песенку, и т.д.

 

Помните, что этот вечерний ритуал нельзя затягивать. Заканчивайте его чуть раньше, чем ребенок уснет, иначе он специально будет противиться сну, чтобы подольше задержать родителей у своей постели.

 

Главная задача момента «перед сном» - сделать укладывание спать долгожданным и любимым временем для родителей  и  детей.  Эти  моменты  очень  сплачивают и  укрепляют    семью.     Они    запоминаются     на    всю    жизнь.

 

 

 

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА:

Первый раз в детский сад

О детских капризах и упрямстве

Развивающие игры для малышей

НАШИ МАЛЫШИ НЕМНОЖКО ПОДРОСЛИ:

Сказки. Как они влияют на развитие ребенка

Делу - время, потехе - час! Значение детской игры 

Игры для непосед

 

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Дружим с карандашами и фломастерами 

Мультфильмы

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Половое воспитание: «Хочу все знать!»

Роль отца в воспитании ребенка

Ребенок и компьютер 

Детская  агрессия

СКОРО В ШКОЛУ                                          

Как дошкольник становится школьником